Склад - это действие

Наш профиль - продажа складского оборудования

Казалось бы, что может быть проще склада? Открытая площадка или пустое помещение, где кроме стен и крыши ничего нет и быть не может, - вот и весь склад. Его следы теряются в глубине веков; предположительно, первые хранилища возникли в тот момент, когда оседлый житель впервые получил излишек урожая либо когда кочевник - добровольно или вынужденно - забил больше скота, чем мог съесть или переработать за раз. Успешно выполняли свою функцию огромные пифосы древнегреческого полиса, заполненные зерном, вином, рыбой и зарытые в землю по самое горлышко. На их фоне дворянин Лермонтов, видевший "с отрадой, многим незнакомой,.. полное гумно", говорил об уже развитом, почти современном типе зернохранилища. А складской комплекс на Лиговском проспекте (г. Санкт-Петербург), созданный купцами Кокоревыми в конце 19-начале 20 в, и сегодня частично исполняет свои прямые функции.

В чем же отличие современного склада от исторического хранилища? Если кратко - в возвращении прямого смысла этому слову. Изначально в нем было заложено действие, процесс: "собирать некие вещи в одном месте", а уже затем оно перешло и на предмет - само место сбора этих вещей. Склад стал полным синонимом хранилищу - и до середины прошлого века оставался им. Но характерные черты настоящей эпохи: развитие общества, его усложнение, рост населения, централизация экономики, ускорение ритма жизни, технический прогресс и создание транспорта и инфраструктуры нового типа - кардинально изменили взгляды на склад и требования к нему. Появилось понятие логистики и вскоре стало определяющим. И с этого момента склад является суммой процессов и технологий, максимально оптимизированных друг с другом и со связанными процессами и технологиями, в первую очередь, транспортными. А площадки? - площадки могут быть любыми. Торговый зал супермаркета или палуба контейнеровоза - это тоже логистика и склад.

Из чего состоит склад?

Условно его можно разделить на четыре большие части. Первая - техническое оборудование. К нему относятся погрузчики и штабелеры, подъемные механизмы, средства малой механизации и системы для грузового терминала. Вторая группа - оборудование для хранения товаров (грузов). Сюда входят стеллажи, поддоны, бункера, закрома, щиты ограждения, контейнеры, резервуары, бочки и чаны. Третья - площадка для хранения: открытая, закрытая, стационарная, мобильная. И четвертая - штат сотрудников. В него входят не только разнорабочие нескольких категорий и водители разгрузочно-погрузочной техники, но и организационно-административный аппарат, который должен обеспечивать бесперебойную работу. Во многих случаях у этих людей нет права на ошибку: от их предусмотрительности прямо зависит снабжение населения и промышленных предприятий. Поэтому они, во-первых, придерживаются четко прописанных правил складирования и хранения товаров. Во-вторых, широко используют системы автоматизации: цифровое моделирование и учет. Производство и продажа складского оборудования тоже учитывают современные требования: так, погрузчики могут быть самыми разными - от ручного гидравлического до мощного экскаваторного - но их вилы будут стандартного размера, точно совпадающего с проемами поддонов.

Склад: комплектующие

Теперь рассмотрим подробнее складскую технику. Кроме уже упоминавшихся погрузчиков, чье предназначение - передвижение товаров на поддонах или в контейнерах, а также перевал сыпучих грузов ковшами, ускоряют и оптимизируют процессы:

  • Штабелеры и тележки. Выполняют ту же функцию, что и погрузчики, отличаются от них размерами и местом действия. Погрузчик работает, в основном, на свежем воздухе, а тележка - внутри помещения. Бывают дизельными, электрическими и гидравлическими (ручными). Тележки могут быть с полозьями или без таковых, штабелеры - только с полозьями (иначе штабель не составить). Последние дополнительно различаются по типу аккумуляторных батарей - кислотных или щелочных. Первые - по грузоподъемности, количеству и виду грузовых колес (одно или два, стальные или алюминиевые, покрыты резиной либо нейлоном/полиуретаном). Стальные колеса с резиновыми шинами хороши при асфальтовых или бетонных полах, алюминиевые с полиуретаном либо нейлоном - при полах с современными покрытиями.
  • Подъемные механизмы или подъемные столы отличаются от погрузчика, штабелера или тележки тем, что могут поднимать грузы на высоту более 2-3 метров. Могут быть передвижными или стационарными, в первом случае представляют собой гибрид стола и тележки без полозьев.
  • Подъемную функцию выполняют и средства малой механизации - краны и тали. Первые делятся на подвесные, консольные и опорные кран-балки. Тали схожи с краном по принципу действия (тоже используется механизм рычага), но если кран работает и в вертикальной, и в горизонтальной плоскости, то таль - только в вертикальной. Тали на электрическом приводе называются тельферами. Очевидно, что ручные механизмы сегодня практически не используются, поэтому стоит говорить только о тельферах как о действующем складском оборудовании. Краны и тельферы тоже могут быть стационарными или передвижным.

Грузовой терминал - узкое место любого склада. Здесь, как нигде, высок риск травматизма и повреждения товара и оборудования. Идеалом, к которому стремится логистика, остается уравнение до миллиметра размерности грузового транспорта и принимающей рампы. Для этого разработан целый ряд подручных средств:

  • Доклевеллеры или уравнительные платформы снимают разницу высот между кузовом (полом фургона) и полом складского помещения. Настройка доклевеллера производится вручную либо при помощи встроенного подъемника, гидравлического или электрического. Некоторые платформы умеют поворачиваться (с поворотной аппарелью), другие - нет.
  • Докшелтеры или герметизаторы - это уплотнительные рамы, которыми закрывается лишнее пространство между кузовом грузовика и рампой. В отличие от доклевеллеров, выравнивают размеры со всех сторон, а не только снизу. Могут быть складными, жесткими или надувными.
  • Переносные мосты используются в тех случаях, когда плотное примыкание транспорта к разгрузочному доку затруднено. Они полностью соответствуют своему названию: платформы, которые откидываются от края рампы или поднимаются погрузчиком на нужную высоту и становятся мостом между полом фургона и складским помещением.
  • Мобильные рампы похожи по своему назначению на переносные мосты, но если те действуют в горизонтальной плоскости, то эти - в вертикальной. Конструкционно они более всего сходны с подъемными столами, но предназначены для работы вне помещений и имеют большие ограничения по высоте, чем стол. Мобильные рампы незаменимы в случаях, когда приходится производить погрузку-разгрузку с земли без пандуса или доклевеллера.
  • Скоростные ворота и пленочные занавеси позволяют экономить время при перегрузке товаров и снижают риск повреждения грузов. Первые открываются при приближении определенной массы (заданной во время первичной настройки датчиков), вторые просто состоят из одинаков полос мягкого пластика, раздвигающихся при малейшем воздействии. Занавеси, к тому же, существенно снижают потери тепла в холодное время года.

Если же эти средства комбинированы - полностью или частично, то такое складское оборудование называется грузовым доком или перегрузочным тамбуром.

Не менее сложным и разнообразным стало и оборудование для хранения грузов. Знакомство с ним стоит начинать от простого к сложному. Среди стеллажей, поддонов, бункеров, закромов, щитов ограждения, контейнеров, резервуаров, бочек и чанов за столетия существования почти не изменились емкости для сыпучих и жидких материалов.

Сыпучие (они же - навалочные) грузы делятся на две большие категории. Одна из них нечувствительна к погодным условиям, вторая - напротив. Соответственно, первая группа (щебень, песок, сера, уголь) хранится на открытых площадках и перевозится на открытых платформах. Соль, зерновые, плоды, корнеплоды, масленичные, бобовые, жмых и удобрения относятся к другой группе и требуют закрытых помещений. В случае зерновых оно даже получило особое название - элеватор (прямой потомок того самого гумна).

Из всех видов жидкостей особого подхода требуют два - нефтепродукты (темные и светлые) и масла. Конечно, можно вспомнить о совсем экзотических жидких грузах - радиоактивных или едких, но ими склад не занимается. Точнее, под них создаются отдельные системы транспортировки и хранения.

Итак, для навалочных грузов применяются:

  • Бункеры - прямоугольные, круглые, конические емкости "проточной" конструкции. Товар загружается сверху, при помощи мобильного или встроенного механизма, а выгружается снизу, через воронкообразный люк с плотной крышкой и затором. Классическим видом бункера является элеватор. Данный тип оборудования различается по материалу изготовления (металл, железобетон, пластик, изредка - дерево) и объему.
  • Закром - стационарная емкость, отгороженное перегородками пространство внутри помещения. Его модификацией будет закром ячеистый, то есть разгороженный еще и внутренними заслонами и щитами. Такие "ящики без дна", как правило, заполняются плодами и корнеплодами, а при хорошей системе конденсирования - еще и солью, бобовыми и масленичными продуктами. Здесь, наоборот, до сих пор распространено дерево, реже используется железобетон или полимеры.
  • Щиты и перегородки - дополнительное оборудование для создания временных мест для хранения сыпучих грузов. На открытых площадках для этой цели используют массивные бетонные изделия, а под крышей - пластиковые и деревянные.

Что такое бочки и чаны, объяснять не нужно. Стоит лишь упомянуть, что большая часть этой малой и средней тары сегодня производится из полимерных материалов. В них хранится и перевозится жидкость обычного типа. Что касается нефтепродуктов, то для них созданы

  • Резервуары - емкости цилиндрической формы различной вместимости. Могут быть нефтяными или масляными. Темные нефтепродукты загружаются в над- или подпочвенные резервуары из бетона, железобетона или камня, а светлые - в стальные наземные. Эти цистерны оснащаются люками с плоской или конической крышкой, заливными приспособлениями и выпускными клапанами. Масло хранится в стальных резервуарах, которые снабжены насосами либо сконструированы таким образом, чтобы масло текло самотеком. Они должны быть изолированы от высоких температур, поэтому тоже погружаются в землю, располагаются в подвальных помещениях, на цокольных этажах или под навесами. Часто совмещаются с линией разлива, расфасовки и складскими помещениями обычного типа (для твердых, штучных грузов).
  • Контейнеры могут быть обычными или специализированными. Существуют контейнеры для грузов всех видов. Подвид для жидкостей отличает расположение люка (боковой, снизу). Материалы используются самые разные; особой популярностью последнее время пользуются эластичные.

И наконец, оборудование для твердых и штучных грузов. Здесь ведущую роль играют стеллажи. Они приспособлены для товаров разного вида, и бывают:

  • Полочные - привычные нам по супермаркетам "шкафы с полками". Размеры их зависят от размеров тары и упаковки, которая, в свою очередь, давно уже нормирована. Полки могут быть неподвижными и выдвижными, также возможна надстройка сверху.
  • Фронтальные - стеллажи-"конструкторы", и удобны именно этим. За счет легкого изменения модификации могут использоваться для хранения нестандартных товаров.
  • Паллетные - вспомогательные для штабелей. Представляют собой каркас с рельсами, по которым внутрь задвигаются паллеты вместе с грузом. Ограничением является высота рядов товаров.
  • Мезонины - наиболее современный и сложный вид стеллажа. Похож на полочный, но оснащен дополнительными техническими приспособлениями: лестницами, подъемными столами, кранами и особыми разноуровневыми рабочими площадками.
  • Глубинные - полочные, чья ширина намного превышает все прочие виды, предполагает въезд погрузчика на полки.
  • Консольные - полочные с длиной, намного превышающей стандарт.
  • Гравитационные - стеллажи с системой внутренней транспортировки грузов: товар скользит по единому полю роликов (рольтанге) под уклоном в 2-5 град. до места погрузки или хранения.
  • Механические - стеллажи для изделий швейной промышленности (готового платья), где полки заменены трубами с креплениями либо отбойниками для плечиков.
  • Патерностеры - вертикальные стойки для рулонной продукции: ковров, линолеума, прочих отделочных покрытий. Представляет собой раму-"лестницу" с гладкими цилиндрическими "ступенями", на которые нанизывается рулон и который не препятствует его свободному разматыванию.

Последним типом оборудования этой категории будут поддоны. Они подразделяются на:

  • Плоские (паллеты) - конструкцию из двух деревянных или пластиковых квадратов, между которыми оставлен зазор, соответствующий размеру полозьев погрузчика.
  • Стоечные - поддоны для штабелирования паллет. Четыре стойки удерживают штабель вместе.
  • Ящичные и шкафные используются для штучных товаров, для которых не подходят паллеты. Но используются они для разных категорий: первые - для мелких и хрупких, а вторые - для слишком тяжелых.
  • Передвижные - паллетные, механические и консольные на колесах.

Все на складе подчинено законам логистики. И только неискушенного зрителя может удивить движение погрузчиков, описывающих окружности по двору комплекса хранилищ - проще же проехать напрямую? Зачем терять время и жечь лишнее топливо? Но все становится на свои места, когда в ворота неспешно заходит фура и причаливает к рампе, занимая ровно тот участок, который старательно объезжают погрузчики. В том и смысл - смысл слова и дела "склад".

Оставьте заявку, мы вам перезвоним

Я согласен на обработку персональных данных
//